Ника 2009

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Стиляги»

«Ника» 2009: Стиляги из Москвы

Вручена премия Российской академии кинематографических искусств

Давний спор между двумя российскими киноакадемиями, сам по себе являющийся нонсенсом, всегда заканчивается одним и тем же: и первые, и вторые академики бескомпромиссно раздают свои награды, неизменно объявляя именно их самыми престижными и самыми национальными. 3 апреля, невзирая на все претензии вновь избранного председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова, в московском Театре Оперетты состоялась очередная церемония вручения премии «Ника», ставшая праздником двух Германов и московских «Стиляг».

О «национальности» этой награды можно судить хотя бы по тому, что ни один из федеральных каналов вновь не счел необходимым включить трансляцию церемонии в сетку своего вещания. И в самом деле, не отменять же ради такого события показ сериала про цыганские страсти или популярное у определенного класса зрителей ток-шоу. Более того, по иронии судьбы, в прайм-тайм на главном телеканале страны демонстрировался фильм «Миллионер из трущоб», также получивший высшие оценки киноакадемии, правда, американской.

Однако винить за пренебрежение национальными интересами одних лишь телевизионщиков вряд ли правильно. Об отношении самих организаторов к своей премии можно судить по уровню организации официального сайта киноакадемии «Ника». Мало того, что никто так и не удосужился изменить на сайте дату проведения торжественной церемонии, вводя таким образом в заблуждение тех редких пользователей, которых все же интересует судьба премии, так еще и раздел «Лауреаты» находится в «разработке», которой не видно конца.

Точно такое же объявление ждет и самых пытливых, пожелавших докопаться до святая святых киноакадемии — устава. Ну, а про контакты, то есть про электронный адрес, зарегистрированный на самом популярном в Рунете бесплатном почтовом сервисе, и говорить нечего. И все это происходит не на заре российского интернета и при упадке отечественного кинопроизводства, а в эпоху беспроводных сетей и национальных кассовых сборов в десятки миллионов долларов.

Справедливости ради стоит сказать, что официальный сайт конкурирующей академии, за которую так ратует Никита Михалков, демонстрирует ничуть не больше уважения к своим пользователям, являя лишь черные дыры в разделах «О нас», «Структура» и «Документы». Да и с электронным адресом хозяева «Золотого орла» тоже решили не мудрствовать лукаво.

Но, как бы там ни было, церемония вручения «Ники» состоялась, и что бы это ни значило для страны, лауреатами премии стали следующие кинематографисты и их творения:

Категория «Лучший игровой фильм»:

1. «Бумажный солдат» — режиссер Алексей Герман-младший. Продюсеры Артем Васильев и Сергей Шумаков
2. «Дикое поле» — режиссер Михаил Калатозишвили. Продюсеры Андрей Бондаренко, Михаил Калатозишвили, Сергей Снежкин
3. «Исчезнувшая империя» — режиссер Карен Шахназаров. Продюсер Карен Шахназаров
4. «Пленный» — режиссер Алексей Учитель. Продюсер Алексей Учитель
5. «Стиляги» — режиссер Валерий Тодоровский. Продюсеры Леонид Лебедев, Леонид Ярмольник, Вадим Горяинов, Валерий Тодоровский

Категория «Лучший фильм стран СНГ и Балтии»:

1. «Неизвестный маршрут» — Кыргызстан. Режиссер Темир Бирназаров
2. «Осенний бал» — Эстония. Режиссер Вейко Ыунпуу
3. «Подарок Сталину» — Казахстан. Режиссер Рустем Абдрашев
4. «Прощай, Гульсары!» — Казахстан. Режиссер Ардак Амиркулов
5. «Райские птицы» — Украина. Режиссер Роман Балаян

Категория «Лучший неигровой фильм»:

1. «Анастасия» — режиссер Виктор Лисакович
2. «Девственность» — режиссер Виталий Манский
3. «Представление» — режиссер Сергей Лозница

Категория «Лучший анимационный фильм»:

1. «Мальчик» — режиссер Дмитрий Геллер
2. «Он и она» — режиссер Мария Муат
3. «Правдивая история о трех поросятах» — режиссер Константин Бронзит

Категория «Лучшая режиссерская работа»:

1. Алексей Герман-младший — «Бумажный солдат»
2. Михаил Калатозишвили — «Дикое поле»
3. Валерий Тодоровский — «Стиляги»

Категория «Лучшая сценарная работа»:

1. Юрий Арабов — «Юрьев день»
2. Алексей Герман-младший при участии Владимира Аркуши — «Бумажный солдат»
3. Петр Луцик, Александр Саморядов — «Дикое поле»

Категория «Лучшая операторская работа»:

1. Максим Дроздов, Алишер Хамидходжоев — «Бумажный солдат»
2. Петр Духовской — «Дикое поле»
3. Олег Лукичев R.G.C. — «Юрьев день»

Категория «Лучшая музыка к фильму»:

1. Алексей Айги — «Дикое поле»
2. Леонид Десятников — «Пленный»
3. Андрей Сигле — «Сад»

Категория «Лучшая работа звукорежиссера»:

1. Кирилл Василенко — «Пленный»
2. Игорь Терехов — «Дикое поле»
3. Сергей Чупров — «Стиляги»

Категория «Лучшая работа художника»:

1. Владимир Гудилин — «Стиляги»
2. Сергей Коковкин, Эльдар Кархалев при участии Сергея Ракутова — «Бумажный солдат»
3. Кирилл Мурзин — «Обитаемый остров. Фильм первый»
4. Павел Пархоменко, Настя Каримулина — «Морфий»

Категория «Лучшая работа художника по костюмам»:

1. Надежда Васильева — «Нирвана»
2. Татьяна Мамедова — «Обитаемый остров. Фильм первый»
3. Александ Осипов — «Стиляги»

Категория «Лучшая мужская роль»:

1. Олег Долин — «Дикое поле»
2. Мераб Нинидзе — «Бумажный солдат»
3. Константин Хабенский — «Адмирал»

Категория «Лучшая женская роль»:

1. Дарья Мороз — «Живи и помни»
2. Ксения Раппопорт — «Юрьев день»
3. Чулпан Хаматова — «Бумажный солдат»

Категория «Лучшая мужская роль второго плана»:

1. Сергей Гармаш — «Стиляги»
2. Армен Джигарханян — «Исчезнувшая империя»
3. Роман Мадянов — «Дикое поле»

Категория «Лучшая женская роль второго плана»:

1. Евгения Брик — «Стиляги»
2. Евгения Глушенко — «Живи и помни»
3. Анна Михалкова — «Живи и помни»
4. Анастасия Шевелева — «Бумажный солдат»

Категория «Открытие года»:

1. Бакур Бакурадзе — «Шультес» (режиссер)
2. Валерия Гай Германика — «Все умрут, а я останусь» (режиссер)
3. Константин Меладзе — «Стиляги» (музыкальный продюсер)

Премия в номинации «Честь и достоинство» была вручена Алексею Герману. Представляя награду, Эльдар Рязанов сравнил режиссера с ишаком. «Он любого ишака заткнет за пояс, он абсолютно стойкий, и начальство любого калибра его не смущает», — сказал Рязанов. Лауреатом премии в категории «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» стал кинокритик Юрий Богомолов.

Остается лишь добавить, что золотая статуэтка, врученная американской киноакадемией, самым решительным образом меняет статус ее обладателя. И в смысле внимания со стороны крупнейших киностудий, и в смысле количества нулей в будущих контрактах. Так, обладатель премии «Оскар» за 2008 год режиссер Дэнни Бойл, поразивший мир своим арт-хаусным «Миллионером», теперь одна из самых востребованных фигур в индустрии. И сейчас именно он будет выбирать: снять ли ему очередной эпизод «бондианы» или ограничиться римейком «Моей прекрасной леди». Микки Рурк, о триумфальном возвращении которого в большое кино не знает теперь лишь очень далекий от кинематографа человек, прогнулся под натиском продюсеров, предлагающих ему роли одну экзотичнее другой. Да мало ли таких примеров.

Вручение «Ники», равно как и ее пернатого конкурента, наверняка приятно, волнительно и, быть может, престижно в кинематографической тусовке, но в действительности пока не значит ничего — просто еще один трофей на полке. И ситуация эта не изменится до тех пор, пока уважаемые академики не разделят наконец все, что еще можно разделить, не прекратят братоубийственную вражду и не обратят, в конце концов, внимание на нас, стоящих в очереди в билетные кассы.

Григорий Злов

Источник:

 http://lenta.ru/articles/2009/04/04/nika/

Оставить комментарий